На прошлой неделе у Лёхи были каникулы, и он ленился. Вообще ничего не хотел делать. Меня неизменно поражает эта его способность – казалось бы, даже когда ты отлыниваешь от своих обязанностей, то всё равно что-то делаешь. Как это обычно бывает у людей? Ну да, ты не решаешь задачу, но в это время ты что-то смотришь, во что-то играешь, болтаешь с кем-нибудь, чай пьешь, в конце концов. Лёха умеет делать совсем ничего. Вот он проснулся – и лежит. Лежал, лежал. Подумал, что хорошо бы пойти что-то съесть. Уж было пошёл.
А тут я ему:
– Сначала надень штаны!
Он сразу назад в кровать. Штаны – это трудно.
И лежит дальше. Отдыхает. От чего – непонятно. Вроде, день только начался.
Проходит какое-то время, мне становится стыдно, что ребёнок до сих пор голодный. Сама несу ему штаны. Надел. Дошёл до кухни, сел за стол. Сидит ждёт завтрака. Если перед ним не поставить тарелку с едой – так и будет сидеть и ждать. Хотя, казалось бы: вот он, холодильник, вот она, плита, вот посудный шкаф – бери что угодно, накладывай!
Но ему очень трудно всё это даётся.
Потом встаёт страшный вопрос о том, не заправить ли ему кровать. Чтоб не заправлять, Лёха снова в неё ложится. Вроде как если ты в кровати, то заправлять её не нужно.
Лежит тихо-тихо, чтоб не замечали. А то заметят – и опять заставят что-нибудь делать. Например, умываться, а то и вовсе книжку читать.
Через пару часов Лёхе всё же становится скучно, но он справляется со скукой, не вылезая из кровати. Лего туда берет. Или пластилин. И занимается творческой стройкой. Но не слишком энергично, торопиться-то некуда. Любимый Лёхин вариант – затащить в кровать кошку, с ней там можно и весь день провести.
И в таком режиме – один день, другой, третий.
– Лёш, может, пойдешь со мной в магазин?
– Не, я лучше тут побуду.
– А чем займёшься?
– Ну… ничем?
А ведь Лёха вовсе не флегматичный увалень, а тот самый ребёнок, от активности которого в школе у всех голова кругом! Как-то это плохо монтируется в моём сознании.
– Хорошо бы, – говорит, – порисовать.
С мечтательной интонацией.
– Так давай?
– Да что-то карандаши у меня сломались.
– А ты возьми точилку и поточи.
– Ну где там ещё эта точилка...
– Я тебе дам.
– Да ладно, можно и не рисовать.
Я теряюсь и начинаю искать объяснения происходящему. Что если ребёнок не верит в свои силы? Или живёт в своих фантазиях и ему достаточно представлять, как здорово он мог бы нарисовать, а реализовывать это совсем необязательно? Или мы редко его хвалим и он недостаточно мотивирован?
Звучит, вроде, довольно убедительно – но посмотришь на Лёху, и становится ясно, что не в мотивации тут дело. Ему просто лень.
Как говорит дочка Леечка: зачем что-то делать, если можно этого не делать?
Ну ладно. Каникулы. Отдых. Бывает.
Но вчера Лёха меня окончательно сразил.
Говорит утром, жалобно:
– Ужасно я ночью замёрз. Так холодно было.
– Да? – недоуменно спрашиваю я.
Вроде, и отопление давно включили, и одеяло у него пуховое.
– У тебя холодное одеяло? – уточняю.
– Так он не под одеялом лежал, а на нём! – фыркает вездесущая Адель.
– Всю ночь? На одеяле? – обескураженно спрашиваю я.
– Ну да.
– А что ж ты под него не залез, Лёшенька? Если ты замёрз?
– Ну я про это думал, – рассудительно отвечает Лёха. – Но что-то мне было так лень…
Автор: Яна Соколова